Официальный сайт МБОУ Лицей №153 г. Уфа

Наталья Мельниченко: самый лучший урок - личный пример

В 2008 году в рамках нацпроекта "Образование" десять тысяч учителей получат денежное поощрение по сто тысяч рублей. В Башкортостан отправятся 363 "педагогических" гранта. О тех, чей профессионализм был отмечен и признан ведущими российскими специалистами - о сельских и городских учителях, мы рассказываем на страницах "БАШвеста".

Каждый из нас весьма трепетно относится к плодам своего труда, будь то дело, требующее от нас значительных затрат времени и сил, или небольшая работа. Усилия, которые выливаются в конкретный результат, всегда приятны. И так в любой профессии, за одним исключением. Результат деятельности учителя никогда не бывает конечным: все то, что закладывает в ребенке педагог, проявляется на протяжении всей жизни малыша-подростка-человека.

К примеру, сегодня школьник верно решил задачу или написал диктант, завтра он стал победителем олимпиады, спустя еще пять лет - успешно закончил школу и поступил в вуз, а потом - сделал научное открытие. И это только собственно обучение. Воспитание не менее важно: морально-этические ориентиры, которые дает ребенку учитель, сложно переоценить. Сформировать человека, как бы это торжественно ни звучало, именно сформировать, слепить - очень непросто. Неудивительно, что чужие люди в этой профессии не задерживаются, а те, кто действительно стал Учителем, несмотря ни на какие трудности, а ведь их немало, свое дело оставить не смогут.

- В свое время, в 80-е я пробовала работать в банке, причем довольно успешно: за год стала старшим программистом, - рассказывает учитель математики уфимского лицея N153 Наталья Владимировна Мельниченко. - Но без школы, без детей не смогла. И все вроде бы хорошо было - коллектив дружный, зарплата большая, а только все не то: и скучно, и грустно, не так, как в школе, где жизнь действительно кипит.

И в этом "школьном движении" Наталья Владимировна находится вот уже 25 лет.

- Не могу сказать, что педагогикой я грезила, мечтала быть учителем, - говорит Мельниченко. - Однако предпосылки к тому были. В школе я была активисткой, в том числе, и вожатой в младших классах: с детьми я ладила всегда. Сейчас вспоминаю, как читала им рассказы Носова, "Занимательную арифметику" Перельмана; когда отведенное на занятие время выходило, останавливалась на самом интересном месте, чтобы на следующий день малыши ждали меня с нетерпением. Значит, уже тогда подсознательно я понимала: чтобы мотивировать детей на какую-либо деятельность, их нужно заинтересовать.

Сегодня Наталья Владимировна работает с 10-11 классами. Она не только учитель математики, но и классный руководитель. Кажется, что это все несложно. Но есть одно "но"! Ребята приходят в лицей после девятого класса из разных школ. Педагогу в данном случае нужно не только выстроить свое общение с классом, но и помочь ребятам подружиться, стать, как и положено, сплоченным коллективом.

- В начале сентября мы с классом едем на Инзер, на целый день, - рассказывает учитель. - Дети еще друг друга не знают, я их тоже - а такое путешествие, тем более на природе, помогает увидеть: кто есть кто. И уже исходя из этого, выстраивать работу. Поездки 10-11-х классов в начале учебного года на природу - добрая традиция нашего лицея.

Однако на этом путешествия лицеистов не заканчиваются. За два года учебы вместе с классным руководителем они успевают побывать в Москве, Санкт-Петербурге, Стокгольме и, конечно, объездить всю республику.

- К родной земле у меня отношение трепетное: к природе края, к любимой Уфе, и так должно быть для каждого: ведь это - наш дом, - подчеркивает Наталья Владимировна. - Дети все это чувствуют еще тоньше. Как-то мы с классом ехали из Одессы. Стали подъезжать к Башкортостану, Абдулино проехали, и вдруг они все вылезли и стали кричать: "Башкирия! Моя родная!" Это было удивительно и приятно.

Совместные поездки ребят, безусловно, сближают. А это помогает и в учебе. Система обучения Мельниченко не сводится к традиционной форме взаимодействия: учитель-ученик. Если у одноклассника что-то не получается, ему на помощь приходит весь класс: проблема обсуждается, пути решения дети ищут вместе.

- Вообще нужно заметить, что на уроках я не экспериментирую с наглядностью, не изобретаю новые формы занятий, - рассказывает Наталья Владимировна. - Урок строится по традиционной схеме: сначала ребята задают вопросы, говорят, что не получилось в домашней работе, или было не до конца понятно из материала прошлого занятия. Мы вместе "прорабатываем" проблемные моменты. Затем приступаем к изучению новой темы.

А вот сам материал существенно отличается от традиционной школьной программы: основой урока становятся тесты, задания, которые выполняют абитуриенты ведущих российских вузов.

- Конечно, усвоить эту информацию не всегда просто, - подчеркивает Мельниченко. - Если у ребят возникают затруднения, они всегда могут обратиться за помощью к своим одноклассникам и ко мне на дополнительных занятиях.

Таких занятий может быть несколько за неделю. Причем они не факультативные, а значит - для преподавателя бесплатные. Однако Наталья Владимировна, как и многие наши учителя, готова проводить в лицее и день, и ночь - был бы результат.

А результат есть, и какой! По итогам последнего ЕГЭ по математике у лицея N153 - лучший результат в Уфе. В выпускных классах, где преподавала Мельниченко, из 46 ребят - лишь четверо сдали экзамен на "хорошо", остальные - на "отлично"! При этом 44 выпускника поступили в вузы на бюджетной основе, некоторые еще до начала вступительных экзаменов - по итогам олимпиад вузов.

- Работа учителя - это кропотливый труд, - утверждает Наталья Владимировна. - Полное погружение в свою работу, иначе ни о каком положительном итоге педагогической деятельности не может быть и речи.

По словам Мельниченко, также важно - уметь слышать ребенка. А потому на уроках Натальи Владимировны приветствуются нестандартные формы решения:

- Мне не нужно, чтобы ребенок решил ту или иную задачу по шаблону, по учебнику - пусть экспериментирует и не боится ошибаться.

Для этого, по мнению педагога, урок нужно проводить в форме диалога, а учитель должен стать партнером, а не источником готовых знаний и директивных указаний.

- Поэтому до урока доска у меня всегда чистая, - отмечает педагог, что, кстати, довольно нетрадиционно. - Даже тему урока я не пишу заранее, мы ее формулируем с ребятами. Каждый понимает, что он не просто учится, а сам участвует в процессе обучения: в обсуждении, споре - детям это интересно.

В этом году Наталья Владимировна Мельниченко выиграла федеральный грант. Однако, как подчеркивает педагог, это для учителя - не главное, первостепенной остается сама работа - учить и воспитывать детей.

- Причем процесс этот должен быть совместным: педагог и родители должны объединиться, - отмечает Наталья Владимировна. - И что бы ни говорили, для ребенка самым лучшим уроком всегда будет личный пример взрослого.